Подать заявку
Главная
/
Блог
/
Февральский Дайджест развития общественных инициатив и НКО

16 февраля 2022 г.

Февральский Дайджест развития общественных инициатив и НКО

 

Новости законодательства за январь 2022 года.

Хотя рабочих дней в январе было немного, законотворцы всё равно успели внести изменения в некоторые документы, касающиеся работы НКО, а мы — тщательно их проанализировать.

Принятые или вступающие в силу федеральные законы

1. C 1 января 2022 года вступили в силу Федеральный закон от 30 апреля 2021 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций».

В соответствии с данными законодательными изменениями в единый реестр объединены:
реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;

· реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Ведение объединенного реестра отнесено к компетенции Минэкономразвития России.


В реестр будут включаться НКО:

· являющиеся получателями грантов Президента Российской Федерации ‎по результатам конкурсов, проведенных Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества (далее – организация, уполномоченная на предоставление грантов), или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления один раз и более в течение 3 лет на момент включения в реестр;

· являющиеся исполнителями общественно полезных услуг;

· являющиеся поставщиками социальных услуг;

· являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими ‎на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

· являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными ‎в установленном законодательством Российской Федерации порядке ‎и представившими в Минюст России сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2 года, предшествующие дате включения в реестр;

· являющиеся получателями имущественной поддержки предоставляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.

НКО, соответствующие вышеуказанным критериям, должны обратиться в Общественную палату РФ или в общественную палату субъекта РФ, которые, в свою очередь, направляют запрос в органы, уполномоченные на включение в реестр и получают мотивированный ответ.

В реестр не может быть включена некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.

НКО исключается из реестра в случае:

выявления несоответствия данных о некоммерческой организации, за исключением технических ошибок или опечаток;

· выявления несоответствия некоммерческой организации критериям, установленным для включения в реестр;

· получения некоммерческой организацией субсидии из бюджета бюджетной системы Российской Федерации более 3 лет назад, предшествующих дате включения некоммерческой организации в реестр;

· нарушения некоммерческой организацией существенных условий соглашения или договора о предоставлении субсидии или гранта (цели и условия предоставления субсидии (гранта), достижение значений показателей результативности) на основании проверки, проведенной органами государственного финансового контроля, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или организациями, уполномоченными на включение в реестр. В случае получения субсидий или грантов из нескольких источников организация исключается за нарушение существенных условий одного соглашения (договора);

· непредставления в Минюст России отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

· несоответствия деятельности НКО, учредительными документами которой предусмотрено осуществление благотворительной деятельности, требованиям Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

В настоящее время на портале regulation.gov.ru размещены проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций» (устанавливается перечень требований, учитываемых высшим органом исполнительной власти субъекта РФ при включении в реестр СОНКО, не соответствующих критериям; конкретизируется порядок и сроки включения в реестр и исключения из него) и проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении требований к формату представляемых сведений о некоммерческих организациях для включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций».

26 января 2022 года Минэкономразвития обновило соответствующий раздел своего сайта, разместив актуальную информацию о едином реестре СОНКО.

2. С 10 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2021 года №474-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1].

Внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно в перечень сведений, которые отражаются в информации об индивидуальном лицевом счете ПФР каждого физического лица. В частности, туда добавлены сведения о вступлении в брак или его расторжении.

Схожие изменения внесены и в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Ранее отчитываться в электронном виде юрлицу было обязательно, если его среднесписочная численность составляла более 25 человек. Отныне по телекоммуникационным каналам нужно будет подавать отчет, если численность лиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены вознаграждения, равна или меньше 10 человек. На среднесписочную численность ориентироваться больше не будут.

В соответствии с внесенными изменениями, если у организации больше 10 человек получают вознаграждение, она обязана будет применять электронный документооборот при взаимодействии с Пенсионным фондом и Фондом социального страхования. Эти изменения не являются негативными для НКО, поскольку им так или иначе необходимо получение ЭЦП для сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде, и, соответственно, переход на электронный документооборот с другими государственными органами не должен создать дополнительных сложностей.

Принятые ведомственные приказы.

1. 11 января 2022 года вступил в силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2021 №274 «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации» (Зарегистрирован 30.12.2021 №66778).

Принятие нового административного регламента Минюста по проведению проверок носит негативный характер для НКО, поскольку при его разработке Минюстом России чрезмерно широко истолкован пп. 1 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», позволяющий запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия. Таким образом, в перечень документов, истребуемых у НКО в рамках проверки, необоснованно включены, например, «содержательные отчеты по грантам», «содержательные отчеты об использовании финансовых средств согласно целям, указанным в договорах пожертвований в соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации» и др., которые очевидно распорядительными документами не являются. Также в данный перечень включены документы, не соответствующие законодательству, например, «сведения о структурных подразделениях с указанием их полного наименования, местонахождения, фамилии, имени, отчества (при наличии) их руководителей, контактных телефонов (при наличии)», поскольку в ФЗ «О некоммерческих организациях» фигурируют исключительно «структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций», а Гражданском кодексе РФ такой термин вообще отсутствует. Некоторые пункты перечня документов, например, «документы по сайту некоммерческой организации» или «публикации в средствах массовой информации, в том числе в сети "Интернет" (при наличии)», требуют конкретизации. Закрепление возможности продления срока проверки до 45 рабочих дней прямо противоречит требованиям ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. 25 января 2022 года вступил в силу Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 15.11.2021 №1187 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных».

Приказом утверждены 2 показателя риска нарушения обязательных требований в области обработки персональных данных:

установление Роскомнадзором в течение календарного года 10 и более фактов несоответствия сведений, предоставляемых контролируемым лицом по запросу контролирующего органа, и информации, поступившей в контролирующий орган от граждан, в части, касающейся наличия в деятельности контролируемого лица признаков неправомерной обработки их персональных данных;

установление Роскомнадзором в течение календарного года 10 и более фактов предоставления неограниченному кругу лиц доступа к базам персональных данных и (или) распространения баз персональных данных в сети "Интернет", имеющих признаки принадлежности контролируемому лицу.

Проекты федеральных законов.

1. 18 января 2022 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами Н.В. Коломейцевым, С.П. Обуховым, Ю.П. Синельщиковым внесен проект федерального закона № 56907-8 «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законопроектом предлагается исключить из ч. 4 ст. 28 Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможность дистанционного проведения публичных слушаний, организуемых в рамках обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Законопроект носит негативный характер, поскольку сокращает или делает полностью невозможным проведение публичных слушаний в муниципальных образованиях, особенно в связи введенными ограничениями, связанными с эпидемиологической ситуацией. Использование Единого портала госуслуг для аутентификации участников дистанционных публичных слушаний призвано исключить сколько-нибудь существенные подтасовки их результатов.

2. 25 января Государственной Думой принят во втором чтении внесенный 2 июня 2021 года Правительством РФ проект федерального закона №1185348-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» и статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Законопроектом предлагается расширить возможность применения предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» таких мер воздействия на всех иностранных граждан и лиц без гражданства, а не только на граждан США, как это закреплено в действующей редакции.

Список иностранных граждан и лиц без гражданства (в действующей редакции – граждан США), в отношении которых применятся меры воздействия, ведется МИД России.

В отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства (в действующей редакции – граждан США):

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Коррелирующие изменения в части запрета въезда на территорию РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства предлагается внести и в Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».